54-фз: в чём суть закона об онлайн-кассах и какая от него польза бизнесу

Дополнительные разъяснения

Таковые представлены в упомянутых выше письмах ФНС РФ № АС-4-20/15566@, АС-4-20/15707, УФНС по г. Москве № 17-15/176342@.

Операция

ККТ: применять / не применять

Выдача сотруднику организации заработной платы, в том числе товаром*, материальной помощи и другие выплаты

Не применять

Удержание денежных средств из заработной платы сотрудника (в установленных законодательством РФ лимитах) в счет компенсации затрат, понесенных в связи с трудовой деятельностью

Не применять

Погашение сотрудниками задолженности перед организацией за приобретенные товары, работы, услуги в форме удержания организацией из заработной платы сотрудников суммы платежей по обязательству

Применять

Выдача работнику денежных средств под отчет

Не применять

Возврат сотрудником в организацию неизрасходованных денежных средств, ранее выданных под отчет

Не применять

* Подтверждением оплаты товара для работника может служить расчетный листок, который тот должен получить при выплате заработка (ст. 136 ТК РФ).

* * *

Очередные изменения, внесенные в Федеральный закон № 54-ФЗ, привели к недопониманию – в каких случаях должна применяться ККТ? Чиновники, выпустив разъяснения, разрешили ситуацию, в общем-то, положительным образом. В частности, не нужно использовать ККТ при выплате денежных средств физическому лицу в рамках исполнения обязательств по договору ГПХ. При осуществлении расчетов через подотчетных лиц ККТ должна применять только одна сторона – продавец.

Виды онлайн-касс

Все онлайн-кассы можно разделить на две большие группы: автономные и модульные.

Автономные онлайн-кассы

Автономная касса — по сути это мини-компьютер, у которого в единый корпус заключены все необходимые составляющие: клавиатура, дисплей, фискальный накопитель, процессор, операционные модули. 

Автономные онлайн-кассы можно разделить на две группы: кнопочные онлайн-кассы и смарт-терминалы (кассы-смартфоны и кассы-планшеты).

1. Кнопочная онлайн-касса. 

Это кассы с простым однострочным дисплеем. Он отображает самые важные данные платежа — например, общую сумму. 

  • Проводит только простые кассовые операции. 
  • К ней нельзя подключить товароучётную систему. 
  • Нет возможности сканировать маркировку на товарах.
  • Отличается простым дизайном и низкой ценой. 
  • Требует много сил и времени для настройки. Например, чтобы указать наименование товара в чеке, нужно:
  1. подключить кассу к компьютеру;
  2. вручную внести товары в номенклатуру, назначив для каждого товара свой код;
  3. при продаже вручную вводить этот код на кассе.

Подходит для:

  1. выездной торговли и выездных услуг (такси, доставка пиццы, доставка продуктов и т. д.);
  2. небольших торговых точек и сервисов, где маленький поток клиентов и не нужно сканировать штрих-коды (например, крытые рынки, палатки, кроме случаев, для которых онлайн-касса не требуется).

Онлайн-касса Меркурий-115Ф:

Типовые ошибки пользователей

Ошибка 1: Чек пробивается только при приеме денег, выплаты денежных средств не фиксируются.
– Онлайн ККТ применяются при любых расчетах с потребителями, а понятие “расчет” упоминается, когда речь идет не только о приеме денег, но и о выплатах их за продаваемые товары или услуги. А значит, выплачивая суммы денег по операциям, имеющим отношение к реализации, надо пробить чек.

Ошибка 2: Продавец при возврате товаров выбивает чек, только если из денежного ящика выдавались наличные.
– Если денежные средства возвращаются на банковскую карточку, чек все равно пробивается с признаком “возврат прихода”.

Ошибка 3: Пробитие организациями чеков с указанием только суммы денег, возвращенных покупателю.
– Только ИП на специальных налоговых режимах имеют право пробить чек, не указав, какие именно товары и в каком количестве выли возвращены. Подобное допущение действует до 01.02.2021 года.

Ошибка 4: Не учитываются излишки наличности в кассе по закрытии смены.
– При обнаружении неучтенной выручки, продавец обязан пробить так называемый чек коррекции и тем самым исправить ошибку и избавить себя от административной ответственности.

Ошибка 5: Не пробивается чек на подарочную карту.
– Реализовывая подарочные сертификаты, продавец должен пробить чек, потому что их стоимость – это оплаченная предварительно розничная продажа.

Ставим новую ККМ на учет

Приобретая кассу, на сайте ФНС вы получаете привязанный к ней личный кабинет, вход в который для ИП производится через портал государственных услуг. В нем удобно ставить ККМ на учет, регистрировать сотрудничество с ОФД и сообщать о замене фискального накопителя. Регистрировать онлайн ККТ надо, перейдя в раздел “Контрольно-кассовая техника”. Учетная запись должна быть подтвержденной, а для совершения любых действий понадобится электронная подпись.

В случае, если вы покупаете онлайн кассу взамен старой, вам нужно подключать ее к Интернету и программе “Бухсофт”. Затем вы подписываете договор с ОФД, условия которого вы посчитаете наиболее приемлемыми для себя. После регистрации в налоговой ваша касса готова к работе.

Если же возможна модернизация вашей старой ККМ, ее придется сперва снимать с учета в ФНС, затем доработать до онлайн кассы в центре тех. обслуживания. Дальнейшие шаги схожи с действиями после покупки новой онлайн кассы.

Законом предусмотрена подача бумажного заявления в НИ, однако бланк заявления о регистрации кассы еще не утвержден, а сама процедура не регламентирована.

Календарь изменений

Новый порядок применения кассовой техники предполагает поэтапный переход всех
предприятий-пользователей ККТ на онлайн-кассы. Закон распространяется на все
организации, осуществляющие денежные расчеты на территории РФ. Новые правила распространились
на все кассовые аппараты из реестра ККТ с 1 февраля 2017. После этой даты кассу старого образца,
то есть без возможности подключения к интернету, регистрировать в налоговой нельзя.

С 31 марта 2017 года все предприятия, имеющие дело с продажей алкоголя в
розницу, обязаны использовать онлайн-кассы и фискальные регистраторы для
расчётов с покупателями и гостями. Речь идёт о розничных магазинах и
предприятиях общественного питания любой формы собственности — ООО или ИП. Это
касается в том числе и индивидуальных предпринимателей-плательщиков ЕНВД
(Единого налога на вменённый доход), например, точек продаж пива и других
слабоалкогольных напитков на розлив.

С 01 июля 2018 владельцы торговых автоматов, которые продают кофе, батончики и
подобные товары, будут также обязаны установить в них кассовый модуль для
расчётов онлайн.Кроме того, ИП на таких системах налогообложения как «Патент» и ЕНВД,
смогут получить налоговый вычет до 18 000 рублей при переходе на онлайн-кассы до 1 июля 2018 года.

Установка онлайн-касс также обязательна для всех предприятий, на которых
работает платёжный терминал для безналичных расчётов со своими покупателями или
клиентами.

Ниже пунктов с иконками добавить следующий абзац

Возможность отсрочки на применение онлайн-касс с фискальным накопителем также получили ИП и организации на
«Патенте» или ЕНВД. Согласно поправкам в законодательстве, ИП и организации на этих системах налогообложения не имеющие
наёмной рабочей силы, предлагающие услуги, а также осуществляющие продажу неподакцизных товаров (кроме сферы общепита)
могут пользоваться контрольно-кассовой техникой для ЕНВД до 1 июля 2019 года.
После этого они могут доработать своё оборудование Фискальным накопителем на 36 месяцев.
Установка онлайн-касс также обязательна для всех предприятий, на которых работает платёжный терминал для
безналичных расчётов со своими покупателями или клиентами.

БСО или Бланк строгой отчетности

Применение ККТ на предприятиях сферы услуг, как и раньше, не является обязательным. Речь идёт о
парикмахерских, ателье по ремонту одежды или обуви, киосков по изготовления ключей, пунктах продажи
билетов.
Тем не менее, при оказании платных услуг или продаже, такие организации обязаны выдавать клиентам БСО,
то есть бланки строгой отчетности. Выдача БСО покупателям останется обязательной и на следующем этапе
вступления 54-ФЗ. Разница лишь в том, что с 1 июля 2018 года для формирования бланков строгой отчетности
будет необходима «автоматизированная система для БСО». Предполагается, что такие системы будут иметь
много общего с ККТ, а сам бланк строгой отчетности будет похож на обычный кассовый чек. Отметим, что с
15 июля 2016 года бланк строгой отчетности нужно предоставлять и при выполнении работ, например при
установке бытовой техники или подъём мебели на этаж.

Изменения, касающиеся ЦТО

Другим важным изменением является изменение роли центров технического обслуживания. Раньше ФНС требовала
обязательное наличие договора с ЦТО для всех владельцев контрольно-кассовой техники. Со вступлением
54-ФЗ в силу обслуживание кассы в ЦТО перестаёт быть обязательным для предприятий. Это вовсе не
означает, что теперь без ЦТО можно обойтись. Контрольно-кассовое оборудование — это сложные технические
устройства, ремонт и обслуживание которых лучше доверить квалифицированным специалистам.

Изменения для плательщиков ЕНВД и ПСН

Помимо новых правил применения самой ККТ, изменились также условия, на которых работают
предприятия-налогоплательщики Единого налога на вменённый доход (ЕНВД) и предприятия с патентной
системой налогообложения (ПСН). Эти предприятия теперь обязаны по требованию покупателя выдавать
документ, подтверждающий факт оплаты. С 1 июля 2018 года плательщики ПСН и ЕНВД также обязаны
использовать кассы с регистрацией в налоговой.

БСО

Вместо чека предприниматели на патенте должны предоставлять бланк строгой отчётности. В ином случае инспектор может выписать штраф за неимение кассового чека.

Важно! С 2019 года под запрет попадают БСО, составленные вручную. Следуя правилам БСО создаёт автоматизированная система с печатным устройством: БСО-ККТ или простая онлайн-касса без ОФД и фискального накопителя

Это стоит дешевле «стандартного» соединения ККТ. Реквизиты программируются единожды при настройке.

Необходимо знать. Автономные кассы, которые покупались в 2017 году для «закрытия» вопроса с №54-ФЗ, устарели морально, не подходят к требованиям законодательства, а изготовители даже не разрабатывают для них ПО. Данные устройства сменяются современными и в продаже возникают б/у. Несмотря на это, покупая такое устройство «с рук» даже для БСО, удостоверьтесь, снята ли касса с регистрации, чтобы исключить появление проблем с налоговыми органами.

В БСО необходимо указать:

  • Вид документа (к примеру, квитанция);
  • время и место оплаты;
  • номер;
  • реквизиты ИП: ФИО, ИНН, СНО;
  • номенклатуру услуги (Что входит в платёж и за что он выставлен), признак оплаты;
  • цену (учитывая скидки, при наличии);
  • конечный платеж;
  • наличный/безналичный платёж;
  • реквизиты продавца: должность, а также ФИО.

Важно! Из этого следует, что ИП на УСН с таким же видом деятельности обязан купить и применить ККТ! Им экономичнее перейти на ПСН, для законного неиспользования онлайн-касс

Отсрочка заканчивается, но не для всех

Для некоторых категорий налогоплательщиков законодатели ранее отложили переход на онлайн-кассы. Речь идет, конечно, о налогоплательщиках, объемы доходов у которых сравнительно невелики и для которых расход на приобретение данных ККТ и постановку их на учет является существенным.

Это индивидуальные предприниматели, применяющие ПСНО, а также организации и ИП, являющиеся плательщиками ЕНВД. В соответствии с п. 7.1 ст. 7 Федерального закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ (в редакции Федерального закона от 03.07.2018 № 192-ФЗ) им было разрешено до 01.07.2019 осуществлять расчеты без применения ККТ при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу)) в порядке, установленном Федеральным законом № 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона № 290-ФЗ, то есть до 15.07.2016).

Иначе говоря, до указанной даты такие налогоплательщики вправе были не применять ККТ при выполнении названного условия из п. 2.1 ст. 2 Федерального закона № 54-ФЗ в упомянутой редакции. Эта норма предусматривала, что подтверждающий документ выдается в момент оплаты товара (работы, услуги) и должен содержать следующие сведения:

  • наименование документа;

  • порядковый номер документа, дату его выдачи;

  • наименование организации (фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя);

  • ИНН, присвоенный организации (индивидуальному предпринимателю), выдавшей (выдавшему) документ;

  • наименование и количество оплачиваемых приобретенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг);

  • сумму оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты, в рублях;

  • должность, фамилию и инициалы лица, выдавшего документ, и его личную подпись.

Правда, в полной мере послаблением могли воспользоваться «вмененщики» и предприниматели на патенте – кроме тех, кто занимается розничной торговлей или оказанием услуг общественного питания (пп. 6 – 9 п. 2 ст. 346.26, пп. 45 – 48 НК РФ). На юридических лиц, работающих в этих сферах деятельности, данное послабление вовсе не распространялось, а ИП могли им воспользоваться только при отсутствии работников, с которыми заключены трудовые договоры.

Аналогичное послабление было сделано для организаций и индивидуальных предпринимателей, выполняющих работы (оказывающих услуги) для населения (п. 8 ст. 7 Федерального закона № 290-ФЗ). Оно также не касалось организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих работников, с которыми заключены трудовые договоры, и оказывающих услуги общественного питания.

Это послабление позволяло при оказании услуг населению не применять ККТ при условии выдачи соответствующих БСО в порядке, установленном п. 2 ст. 2 Федерального закона № 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона № 290-ФЗ, то есть до 15.07.2016), до 01.07.2019 (данный порядок предусмотрен Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 № 359).

Наконец, организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговлю с использованием торговых автоматов, не имеющие работников, с которыми заключены трудовые договоры, тоже были вправе не применять контрольно-кассовую технику до 01.07.2019 (п. 11.1 ст. 7 Федерального закона № 290-ФЗ).

С указанной даты налогоплательщики перечисленных категорий должны применять ККТ в общем порядке, – за исключением индивидуальных предпринимателей, не имеющих работников, с которыми заключены трудовые договоры, независимо от режима налогообложения. Они при реализации товаров собственного производства, выполнении работ, оказании услуг вправе не применять ККТ при расчетах за такие товары, работы, услуги до 01.07.2021 (ст. 2 нового закона).

Эти индивидуальные предприниматели в случае заключения трудового договора с работником обязаны в течение 30 календарных дней с даты заключения такого договора зарегистрировать ККТ.

Как вид деятельности влияет на выбор ККТ

Онлайн-кассы можно классифицировать по разным критериям.

1. Тип торговли и количество покупательского потока.

По этому критерию ККТ можно разделить на стационарные, автономные и мобильные.

2. Работа с источником номенклатуры.

Простейшие кассы загружают наименования товаров только из таблиц типа XML или Excel. Более совершенные ККТ взаимодействуют с товароучетными системами, которые не только отправляют номенклатуру на кассу, но и получают данные о продажах и на их основе пересчитывают остаток товара. Примером товароучетной системы для малого бизнеса является «Контур.Маркет».

3. Совместимость с другими устройствами и ПО.

Каждый кассовый аппарат имеет свое программное обеспечение. От него зависит, с каким оборудованием и ПО совместима конкретная модель ККТ. К периферийному оборудованию относится терминал эквайринга, прикассовые весы, сканер штрихкодов. К программам, с которыми может быть совместима ККТ, относятся товароучетная система и Единая государственная автоматизированная информационная система (ЕГАИС) для учета алкогольной продукции.

Все эти параметры нужно учесть при выборе оборудования и ПО для перехода бизнеса на новые правила торговли.

Кто может осуществлять деятельность без онлайн-кассы начиная с 01.07.2021 года?

Исключением являются категории бизнеса, свободные от использования ККТ, — указаны в ст. 2 №54-ФЗ.

Абсолютно все системы налогообложения:

  • Налогоплательщики профессиональной деятельности посредством приложения «Мой налог» (самозанятые);
  • Банковские учреждения;
  • Бизнесы, рассчитываемые друг с другом на расчётный счёт без налично;
  • Бизнесы по досмотру за престарелыми или больными людьми, а также детьми;
  • ИП, сдающие личное жильё в аренду;
  • Бизнесы, осуществляющие деятельность по агентским договорам, по которым агент получает денежные средства, выбивает чеки, а затем переводит их на расчётный счёт (включая маркетплейсы);
  • Частные лица – страховые агенты, когда заказчики платят взносы напрямую компании, а агент денег не получает;
  • Бизнесы по производству и реализации продукции народного промысла (налоговая может потребовать доказательства);
  • Бизнесы по ремонту сумок, обуви и/или ключному производству.

В особую группу включают ИП на патенте. Виды деятельности приведены в п. 2 ст. 346.43 Налогового кодекса, куда ссылается ст. 2 №54-ФЗ. К примеру:

  • Производство кожаных и меховых изделий, ковров;
  • Ремонт мебели и помещений;
  • Услуги, предоставляемые населению: фотоателье, стирка.

Важно! Перед тем, как покупать кассу, удостоверьтесь, что ваш случай включён в ст. 2 №54-ФЗ

Как обратить «закручивание гаек» на пользу своему бизнесу

В текущей ситуации есть ещё несколько моментов, которые следует принять во внимание.

«Реформа 54-ФЗ» — не первая и не последняя на розничном рынке. Уже в течение нескольких лет происходит усиление государственного контроля над товародвижением, причём, для этого очень эффективно используются информационные технологии.

Так, только за 2015-2016 годы были введены в действие автоматизированные системы контроля НДС, ЕГАИС, система маркировки меховых изделий. На очереди в 2017 году – запуск системы маркировки лекарственных средств и электронная сертификация рыбы, мяса, молока и прочих товаров, подлежащих ветеринарному контролю.

При этом контроль товародвижения становится сквозным – от производителя или импортёра – до конечного покупателя.

Поэтому бизнес должен как минимум соответствовать уровню государственной автоматизации – то есть уметь предоставлять данные по всем направлениям деятельности, а не только, как раньше, бухгалтерские отчёты и налоговые декларации. А также — уметь организовать качественный учёт товародвижения, не противоречащий ни бухгалтерской, ни налоговой отчётности.

Возможно, сейчас самый подходящий момент для того, чтобы задуматься о комплексной автоматизации своего бизнеса

И ещё: не пришло ли время использовать информацию, которую вы так и так отправляете в ФНС, с пользой для бизнеса? Например, начать контролировать товарные остатки, анализировать спрос, планировать закупки, не допускать отсутствия ходовых товаров на прилавке и залежей неликвидов.

Наличие и анализ информации о товародвижении – идеальная база для проведения акций, запуска программ лояльности и применения всего спектра популярных розничных технологий даже в самых небольших розничных точках. А для решения этих задач подходит любая товароучётная система — например, «1С:Розница» за 3 300 рублей с бессрочным бесплатным обновлением или упомянутая новая облачная «1С:Касса» за 200 рублей в месяц.

Основные положения

^

  1. Передача информации о расчетах в электронном виде в адрес налоговых органов через оператора фискальных данных.
  2. Электронная регистрация ККТ без посещения налогового органа и без физического предоставления ККТ.
  3. Построение системы гарантированного выявления нарушений на основе автоматизированного анализа информации о расчетах, выявления зон риска совершения правонарушений и проведения точечных результативных проверок.
  4. Вовлечение покупателей в гражданский контроль.

Для апробирования предлагаемой технологии был проведен эксперимент в соответствии с постановлением Правительства РФ от 14.07.2014 № 657 «О проведении в 2014 — 2015 годах эксперимента …» с применением технологии передачи информации о расчетах в адрес налоговых органов.

Цели эксперимента – определение для организаций и индивидуальных предпринимателей финансовой эффективности и удобства применения технологии передачи информации, а также технических возможностей эксплуатации ККТ и технологии передачи информации.

Эксперимент проведен в течение шести месяцев с 1 августа 2014 года в четырех субъектах Российской Федерации: в Москве, Московской области, Республике Татарстан и Калужской области.

Эксперимент показал как финансовую эффективность технологии передачи информации о расчетах для организаций и индивидуальных предпринимателей при переходе на предлагаемый порядок применения ККТ, так и удобство применения такой технологии. При этом доказаны технические возможности эксплуатации технологии передачи информации о расчетах.

В эксперименте принимали участие налогоплательщики различного вида и масштаба деятельности: как крупные розничные сети, так и индивидуальные предприниматели. При этом наравне с налогоплательщиками, обязанными применять ККТ, в эксперименте приняли участие налогоплательщики, которые не обязаны применять ККТ, например работающие в сфере оказания услуг.

Эксперимент завершен 1 февраля 2015 года, однако по просьбе налогоплательщиков – участников эксперимента постановлением Правительства РФ от 03.06.2015 № 543 им предоставлено право регистрировать ККТ и работать по новой технологии до конца 2015 года. Постановлением Правительства РФ от 22.12.2015 № 1402 участникам эксперимента предоставлено право применять ККТ по новой технологии до конца 2016 года.

На сегодняшний день к апробируемой технологии подключено 3,5 тысячи единиц кассовой техники, пробито 50 млн. чеков на сумму 40 млрд. рублей.

  1. снизить ежегодные расходы на ККТ;
  2. получить инструмент, с помощью которого он сможет в режиме реального времени следить за своими оборотами, показателями, и лучше контролировать свой бизнес;
  3. иметь возможность через сайт ФНС России зарегистрировать ККТ без ее физического предоставления в налоговый орган;
  4. применять в составе ККТ современные электронные устройства – мобильные телефоны и планшеты;
  5. избавиться от проверок, так как оперативное получение информации о расчетах обеспечивает соответствующую среду доверия;
  6. работать в условиях честной конкурентной бизнес среды за счет пресечения возможности недобросовестных налогоплательщиков незаконно минимизировать свои налоговые обязательства и нечестно получать конкурентное преимущество.
  1. получить электронный чек у оператора фискальных данных и (или) в своей электронной почте;
  2. самостоятельно быстро и удобно проверить легальность кассового чека через бесплатное мобильное приложение и в случае возникновения вопросов тут же направить жалобу в ФНС России.

С точки зрения государства ожидается легализации розничной торговли и сферы услуг и, соответственно, увеличение налоговых поступлений, а также оптимизация трудозатрат за счет перехода на электронную регистрацию и сосредоточения внимания налоговых органов на зонах рисках.

Модель угроз информационной безопасности фискальных данных, средств и систем обработки фискальных данныхpdf (5,2 мб)

Загрузить

Буклет в помощь предпринимателюpdf (428 кб)

Загрузить

Что нужно учесть?

С появлением нового ФЗ изменились и подходы в терминологии. Теперь кассовые машины фигурируют в документации, как специальная техника, в которой должен быть фискальный накопитель, обеспечивающий передачу информации в ФНС.  Что касается самого накопителя, это средство шифрования данных, спрятанное в опломбированном корпусе и обеспечивающее запись (передачу, хранение) данных.

Роль посредников между налоговой службой и онлайн-кассой берут на себя операторы фискальных данных — компании, работающие на территории РФ и имеющие право на ведение подобной деятельности. Обмен информацией производится на базе оформленного соглашения между предприятием (ИП) и оператором. Преимущество в том, что предприниматель или юрлицо вправе самостоятельно выбирать ОФД. При этом сроки оформления соглашения четко не оговариваются.

Переход на онлайн-кассы подразумевает обязательное оформление договора с ОФД. Сроки подписания документа — до начала 2017 года. После согласования всех деталей, оператор фискальных данных предоставляет следующий сервис:

  • Регистрацию касс через глобальную сеть.
  • Онлайн-передачу чеков в налоговую инспекцию.
  • Аналитику по фискальным данным.

Как перейти на работу по новым правилам: шаг за шагом

Чтобы перейти на новый порядок применения контрольно-кассовой техники нужно осуществить следующие действия:

Шаг первый – снять старую кассу с учёта. Это придется сделать по старинке, то есть с личным посещением налоговой инспекции.

Шаг второй – модернизировать кассу или установить новый кассовый аппарат. Свяжитесь с производителем или поставщиком вашей кассы и уточните, подлежит ли она обновлению. Если кассу модернизировать нельзя, то нужно покупать новую. При выборе модели имейте в виду, что касса должна входить в госреестр ККТ

Кроме того, полезно обратить внимание, работает ли новая касса с товароучётной программой, например, с «1С». Проверить совместимость софта и оборудования можно здесь и на сайтах производителей касс.

Шаг третий – заключить договор с оператором фискальных данных. Выбор ОФД пока невелик, в целом их условия и цены идентичны. Заключать договоры ОФД предпочитают в электронном виде, то есть используя
электронный документооборот

Для этого потребуется электронная подпись. Если вам потребуется бесплатная помощь в выборе и подключении ОФД – можно воспользоваться сервисом «
1С-ОФД
»»>1С-ОФД».

Шаг четвёртый — поставить новую кассу на учёт в ФНС. И новую, и модернизированную кассу нужно поставить на учёт в налоговых органах. Для этого необходимо создать личный кабинет на сайте ФНС и иметь квалифицированную электронную подпись. Получить её можно в одном из удостоверяющих центров.

Для постановки на учёт кассового аппарата можно использовать квалифицированную электронную подпись, которую использует организация для сдачи отчётности в ФНС. Данная КЭП должна быть выпущена либо на руководителя организации, либо на лицо, имеющее право подписывать документы без доверенности (согласно данным ЕГРЮЛ). 

Такая подпись может быть у вашего бухгалтера. Или же у него может быть право получить такую подпись бесплатно по договору сопровождения «1С» (в сервисе «1С-Подпись»). Поэтому прежде чем платить за новую подпись – поинтересуйтесь о такой возможности у своего бухгалтера.

Об авторе

Мария Правдина —

руководитель проектов фирмы «1С», эксперт в сфере программного обеспечения для малого и среднего бизнеса. Образование: факультет экономической кибернетики МЭСИ. В фирме «1С» — с 2006 года, занимается продвижением сервисов для автоматизации управления и учёта (в том числе решениями по интеграции решений «1С» с государственными информационными системами).

Постановка на учёт кассы выполняется дистанционно, то есть никуда ехать и везти кассовый аппарат не потребуется.

К процессу постановки на учет и фискализации кассы нужно отнестись очень внимательно. Дело в том, что если процессе фискализации кассы – то есть при записи полученного в ФНС регистрационного номера в фискальный накопитель — будет совершена ошибка, то её уже нельзя будет исправить. Такой фискальный накопитель будет испорчен. Поэтому обычно эту процедуру поручают специалистам, которые знают и кассовый аппарат, и процесс фискализации.

Шаг пятый – подключить кассу к интернету. Это можно сделать как самостоятельно, так и с помощью специалистов. Особых требований к интернету закон не предъявляет.

Шаг шестой – обучить персонал работе с новыми кассами и запустить их в работу. Порядок работы с онлайн-кассами в принципе не отличается от привычного. Но есть и несколько новшеств. Кассира придётся обязать перед пробитием чека спрашивать покупателя, не хотел бы тот получить электронный чек. И в случае такого пожелания — указывать в программе электронный адрес или телефонный номер. Техническому специалисту или директору нужно будет взять за правило контролировать наличие неотправленных чеков в фискальном накопителе. Эта информация есть, к примеру, в торговых программах «1С», к которым подключаются кассы. Если неотправленные чеки есть – нужно будет разобраться с подключением к интернету или доступности ОФД. После решения проблемы прямо в программе можно будет дать команду фискальному накопителю отправить чеки в ОФД.

Для более крупных розничных компаний могут потребоваться и более серьёзные изменения бизнес-процессов.

Какая ответственность и какой штраф предусмотрены в Административном Кодексе РФ

Рассмотрим сущность указанных нарушений и предусмотренные за их совершение санкции по закону.

За неиспользование онлайн-кассы (если товар продан без фискализации)

Итак, первое правонарушение — отпуск товара без фискализации на онлайн-кассе. Возможные разновидности такого правонарушения:

  • прием денежных средств от покупателя при последующем неосуществлении пробития полученной суммы на онлайн-кассе;
  • частичная фискализация суммы, полученной от покупателя (прием одной суммы, а отражение в чеке — меньшей);
  • неправомерное использование альтернатив онлайн-кассам;
  • пробитие чека на кассе старого образца — с ЭКЛЗ (которые по закону не могут применяться с 1 июля 2017 года).

Во всех указанных случаях в отношении хозяйствующего субъекта ФНС может инициировать санкции (п. 2 и п. 3 статьи 14.5 КоАП РФ):

  1. В виде штрафа:
  • выписываемого на директора магазина либо иное должностное лицо (к ним приравнивается и собственник магазина в лице ИП) — в величине 25-50% от суммы, в отношении которой не осуществлена фискализация на онлайн-кассе (но не менее 10 000 рублей);
  • выписываемого на торговое предприятие как юрлицо — в величине 75-100% от суммы, в отношении которой не осуществлена фискализация (но не менее 30 000 рублей).
  1. При повторном нарушении (при котором не осуществлена фискализация суммы в 1 млн. руб. и больше):
  • в виде дисквалификации (принуждения к прекращению деятельности) должностного лица хозяйствующего субъекта на 1-2 года;
  • в виде приостановки деятельности хозяйствующего субъекта на 90 дней.

Если сумма, не проведенная через кассу, не превысила 1 млн. рублей, то по логике норм КоАП РФ, приведенных выше, применяется только штраф в указанных выше величинах.

Следующее отмеченное нами нарушение — неприменение альтернатив онлайн-кассам. То есть — невыдача товарного чека (по запросу покупателя) или БСО (в любом случае — даже если клиент не попросил). Такое нарушение приводит ровно к тем же правовым последствиям, о которых сказано выше. В качестве измерителя штрафа рассматривается сумма, по которой не выдан товарный чек или БСО.

Если ККТ не соответствует требованиям закона или работает с нарушением действующих правил

Следующий тип нарушения — применение онлайн-кассы, которая не соответствует требованиям, установленным законом. Например, это может быть когда онлайн-касса:

  • не зарегистрированная в установленном порядке в ФНС;
  • с некорректно открытой (закрытой) сменой;
  • неисправная (неспособная передать фискальные данные в ОФД).

В указанных случаях и иных, которые позволяют квалифицировать нарушение как применение онлайн-кассы, не соответствующей требованиям законодательства, ФНС может применить к хозяйствующему субъекту санкции в виде (п. 4 статьи 14.5 КоАП РФ):

  1. Предупреждения.
  1. Штрафа:
  • на должностное лицо (либо ИП) — в величине 1 500 — 3 000 рублей;
  • на торговое предприятие как на юрлицо — в величине 5 000 — 10 000 рублей.

Принципиальное отличие рассматриваемого нарушения от предыдущих (штрафуемых, очевидно, гораздо серьезнее) в том, что в данном случае предполагается использование устройства, соответствующего всем признакам онлайн-кассы. То есть — внесенного в реестр ККТ и имеющего фискальный накопитель. А если вместо онлайн-кассы используется что-то другое, то применение подобного устройства рассматривается как неосуществление фискализации выручки — и в отношении такого действия ФНС применяет санкции по п. 2 и 3 ст. 14.5 КоАП РФ.

Если не отправлен электронный чек (не выдан бумажный)

И еще одно возможное правонарушение в применении онлайн-касс связано с невыдачей покупателю чека. Он может быть:

  • электронным (правонарушение — отказ хозяйствующего субъекта от отправки покупателю электронного чека на предоставленные контакты (e-mail или телефон));
  • бумажным (правонарушение — невыдача чека, вне зависимости от наличия требования от покупателя).

При всех указанных правонарушениях, связанных с невыдачей чека, ФНС инициирует в отношении магазина санкции в виде (п. 6 ст. 14.5 КоАП РФ):

  1. Предупреждения.
  1. Штрафа:
  • на должностное лицо (или ИП) — в величине 2 000 рублей;
  • на торговое предприятие как на юр. лицо — в величине 10 000 рублей.

В некоторых случаях хозяйствующий субъект — при наличии формальных оснований для штрафа, вправе рассчитывать на то, что ФНС все же не будет инициировать предусмотренные нормами КоАП РФ санкции.

Видео — какой штраф, если нет онлайн-кассы, или нарушен порядок применения ККТ(комментарии к ст. 14.5 КоАП РФ):

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector