Лицензирование деятельности

Содержание:

Что изменится в правилах лицензирования медицинской деятельности с сентября 2021 года

Постановление Правительства № 852 привело к сокращению количества пунктов Перечня медицинских работ и услуг. Теперь в нем на 26 позиций меньше — оставили всего 127. Некоторые специальности пришлось удалить только из-за того, что нет работников таких профессий с высшим медицинским и фармацевтическим образованием в Номенклатуре № 700н.

Постановление Правительства № 852 от 01.06.2021 года

Обратите внимание! Некоторые услуги и работы оптимизировали путем объединения или же переименования. По этой причине руководителям не стоит паниковать, а нужно проверить Перечень, который приложен к Положению № 852

В нем могут быть тождественные услуги и работы. Например, хирурги по абдоминальной хирургии с этого года относятся к профилю «хирургия», а диабетологи значатся в разделе «эндокринология». Менять лицензию в этом случае не нужно.

Перечень дополнен лишь одной новой позицией — реабилитационное сестринское дело. Это связано с тем, что Приказ Минтруда № 476н утвердил профстандарт «Медицинская сестра ‎по реабилитации». Получается, что для ведения профессиональной деятельности нужна лицензия.

Цели лицензирования отдельных видов деятельности и принципы осуществления лицензирования

В соответствии со статьей 2 Закона о лицензировании отдельных видов деятельности, процедура лицензирования осуществляется исключительно с целью предотвращения ущерба правам и законным интересам, а также здоровью и жизни граждан, окружающей среде, обороне и безопасности государства, который может быть нанесен в результате осуществления отдельных видов деятельности. Задачами лицензирования является непосредственное предупреждение, выявление и пресечение нарушений со стороны индивидуальных предпринимателей и юридических лиц требований, установленных законом о лицензировании отдельных видов деятельности. 
Осуществление лицензирования выполняется в соответствии с конкретными принципами установленными статьей 4 закона: 

  1. установление лицензируемых видов деятельности законом;
  2. обеспечение единства экономического пространства на территории страны;
  3. установление определенного перечня лицензионных требований в отношении конкретных видов деятельности;
  4. установление единого порядка лицензирования;
  5. соблюдение законности при осуществлении лицензирования;
  6. доступность информации о лицензировании;
  7. недопустимость взимания платы за осуществление лицензирования, за исключением уплаты государственной пошлины. 

Ответственность за осуществление деятельности без лицензии

За осуществление деятельности без лицензии законодательство предусматривает различные виды ответственности:

  • штрафные санкции (на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей);
  • конфискацию нелегально полученного дохода;
  • лишение права заниматься определёнными видами деятельности;
  • участие в общественных работах на срок от 180 до 240 часов;
  • арест на срок от 4 до 6 месяцев;
  • лишение свободы на срок до 3 лет.

На предпринимателей за отсутствие лицензий может распространяться не только административная ответственность, но и уголовная

Следует учитывать также и последствия в области налогообложения. Применение льготы по налогообложению невозможно, если отсутствует лицензия на ведение вида деятельности, подлежащего лицензированию.

Процедура лицензирования сочетает в себе совокупность действий, связанных с предоставлением, приостановлением, возобновлением, аннулированием лицензий и переоформлением документов, подтверждающих их наличие. Это вид государственного контроля, направленного на защиту прав и интересов граждан, их здоровья и нравственности, а также национальной безопасности. Для осуществления отдельных видов предпринимательства получение разрешения считается обязательным, отсутствие же лицензии ведёт к административной и уголовной ответственности.

Порядок лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности

Алгоритм оформления лицензии можно разделить на три основных этапа:

  1. Сбор и подача документов в лицензирующий орган

Чтобы узнать, куда обращаться за лицензией в каждом конкретном случае, нужно заглянуть в Постановление Правительства РФ от 21.11.2011 № 957 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности». В нем перечислены все инстанции.

  1. Рассмотрение заявления и принятие решения

После передачи пакета документов в лицензирующий орган, его сотрудники начинают проверку сведений. Срок рассмотрения документов зависит от вида лицензии и обычно составляет 45-60 дней. Если все соответствует закону, выносится решение о выдаче лицензии. При наличии нарушений в выдаче лицензии отказывают.

  1. Уведомление заявителя

В случае положительного решения соискателю направляется извещение с указанием реквизитов счета и срока на уплату лицензионного сбора.

Отрицательный ответ также в письменном виде направляется в адрес заявителя. В документе указываются причины отказа и ссылки на подходящие нормы закона.

Срок действия разрешения напрямую зависит от вида деятельности, на который оно выдается. Минимальный период — 3 года, если заявитель не указал меньший срок. Лицензия продлевается по ходатайству ее владельца. Разрешительный документ актуален на всей территории РФ.

Как получить лицензию на алкоголь?

Розничная торговля алкогольными напитками, включая пиво – это достаточно популярный вид деятельности наших пользователей, поэтому расскажем подробнее, как получить лицензию на алкоголь. Регулирует лицензирование этого вида деятельности специальный закон № 171-ФЗ от 22 ноября 1995 года. Сначала внесем ясность в вопрос продажи пива (а также пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи).

Пиво является алкогольной продукцией, но его реализацию регулируют отдельные положения закона. На продажу пива не распространяются особые требования к розничной продаже и потреблению алкогольной продукции, указанных в статье 16 закона № 171-ФЗ, и для продажи пива не нужна лицензия.

С 2013 года продавать пиво можно лишь в стационарных объектах (магазинах), но к их площади нет определенных требований, как для реализации другой алкогольной продукции. В городских поселениях для продажи пива необходимо применять кассовый аппарат даже на режимах ЕНВД и ПСН. И еще одно отличие пива от другого алкоголя – его могут реализовывать не только организации, но и индивидуальные предприниматели.

Что касается алкоголя в целом, то получение лицензии на его производство и оборот кроме закона № 171-ФЗ регулирует еще и специальный Административный регламент. Документы для получения лицензии на производство алкоголя отличаются от тех, что подают на получение лицензий для других видов деятельности. В нашей статье мы рассмотрим  лицензионные требования только к розничной продаже алкоголя, т.к. требования к его производству, хранению и оптовому обороту имеет смысл рассматривать отдельно.

Для получения лицензии соискатель должен:

  • быть юридическим лицом (ИП продавать алкоголь, кроме пива, не могут);
  • иметь в собственности или долгосрочной (от года) аренде стационарные торговые объекты и складские помещения;
  • общая площадь таких помещений для розничной продажи алкоголя должна быть не менее 50 кв. м в городских поселениях и не менее 25 кв. м в сельской местности;
  • при продаже алкоголя в городских поселениях лицензиат должен применять кассовый аппарат, даже если он является плательщиком ЕНВД;
  • иметь уставный капитал определенного размера  (требование устанавливают региональные лицензирующие органы), но не более 1 млн. рублей.

Региональные лицензирующие органы могут устанавливать и другие дополнительные требования, поэтому прежде чем собирать необходимые документы и оплачивать госпошлину, обратитесь за подробной информацией в соответствующее окружное управление Росалкогольрегулирования. Их контакты, так же как и форму заявления на лицензию вы можете найти в Административном регламенте.

Полномочия лицензирующих органов

Лицензирование отдельных видов деятельности проводится специальными органами, которые прошли аккредитацию. Полномочия лицензирующих органов регламентирует статья 5 рассматриваемого закона, это:

  • осуществление лицензирования отдельных видов деятельности;
  • проведение мониторинга эффективности;
  • предоставление лицензии, а также приостановление действия лицензии и ее аннулирование;
  • ведение реестра лицензий и контроль за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий. 

При этом к контрольным полномочиям органов относят: 

  1. возможность запрашивать у лицензиата при проведении проверок необходимые документы и обеспечения;
  2. составлять акты/протоколы с указанием конкретных нарушений;
  3. выносить лицензиату предупреждение;
  4. выносить решения, которые обязывают лицензиата устранять выявленные нарушения, в том числе, устанавливать срок устранения таких нарушений. 

Важно! Меры пресечения при выявлении нарушений лицензионных требований и условий – приостановление и аннулирование лицензии

ЛИЦЕНЗИРУЮЩИЕ ОРГАНЫ СФЕРЫ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье 3 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности (далее Положение о лицензировании) указано о разграничении полномочий по осуществлению функций лицензирующего органа. Значительная часть полномочий передана от федеральных органов исполнительной власти к органам исполнительной власти субъектов РФ. За федеральным органом исполнительной власти в лице Федеральной   службы по надзору в сфере здравоохранения (далее — Росздравнадзор) остались полномочия лицензирующего органа в отношении организаций оптовой торговли лекарственными средствами для медицинского применения и аптечных организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти. В отношении иных организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность, Федеральная служба осуществляет функции лицензирующего органа в части лицензионного контроля (за исключением лицензиатов, представивших заявления о переоформлении лицензий), а также осуществляет полномочия по приостановлению, возобновлению действия и аннулированию лицензий.

Органам исполнительной власти субъектов в лице территориальных органов Росздравнадзора законодательно была передана часть обусловленных полномочий по лицензированию фармацевтической деятельности в части предоставления и переоформления лицензий, предоставлению дубликатов лицензий и копий лицензий, осуществлению лицензионного контроля в отношении соискателей лицензий и лицензиатов, представивших заявления о переоформлении лицензий, прекращению действия лицензий, формированию и ведению реестра выданных органами государственной власти субъектов Российской Федерации лицензий, утверждению форм заявлений о предоставлении и переоформлении лицензий, утверждению форм уведомлений, выписок из указанных реестров лицензий и других используемых в процессе лицензирования документов, а также предоставлению заинтересованным лицам информации по вопросам лицензирования. Указанные полномочия органы исполнительной власти субъектов РФ не осуществляют в отношении организаций оптовой торговли и аптечных организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти.

С учетом положений ФЗ от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее ФЗ-294) и ФЗ от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее ФЗ-99), а также норм, установленных Положением о лицензировании и рядом связанных с фармацевтической деятельностью нормативно-правовых актов, Министерство здравоохранения России разработало и утвердило Приказ от 01.09.2017 года «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения государственной функции по осуществлению лицензированного контроля фармацевтической деятельности» (далее — Административный регламент).

Согласно статье 2 Административного регламента  лицензионный контроль осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и территориальными органами Росздравнадзора (далее — территориальные органы). В Приложении 1 к Административному регламенту указан перечень этих территориальных органов с указанием их наименования и контактными данными.

Так как на Росздравнадзор возложены обязанности проведения различных видов государственного контроля в сфере обращения лекарственных средств, для достижения данных целей в структуре Федеральной службы созданы специализированные Управления, осуществляющие соответствующие виду контроля функции. В частности, функции по осуществлению лицензионного контроля выполняет Управление лицензирования и контроля соблюдения обязательных требований Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения.

Ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без лицензии

Нарушителей ждут административные, налоговые или уголовные санкции:

  1. Административная ответственность

Осуществление предпринимательской деятельности без разрешения грозит ответственностью по ст. 14.1 КоАП РФ. Юрлицу придется заплатить штраф до 50 тыс. руб., должностным лицам — до 5 тыс. руб., гражданам — до 2,5 тыс. руб. У вас также могут конфисковать изготовленную продукцию, орудия производства и сырья.

  1. Налоговая ответственность

Некоторые виды деятельности освобождены от налогообложения (ст. 149 НК РФ). Если вы занимаетесь ими без лицензии, то придется заплатить подоходный налог за все операции.

  1. Уголовная ответственность

Если работа без лицензии причинила крупный ущерб гражданам, организациям или государству, либо принесла вам крупный доход, наказание последует по ст. 171 УК РФ. Минимальная санкция — штраф до 300 тыс. руб., максимальная — тюремное заключение до 5 лет.

Оформление лицензии на любой вид предпринимательской деятельности — сложный и длительный по времени процесс, требующий глубоких познаний в области законодательства. Для успешного и быстрого прохождения процедуры лучше обратиться за помощью к юристу.

Полномочные органы

Единственным держателем права на выдачу лицензий является государство. Но поскольку государство – это несколько абстрактное понятие, включающее в себя множество институтов, право на выдачу лицензий делегировано различным государственным органам, именуемым лицензирующими. К ним относятся специализированные федеральные и региональные органы, действующие по единым правилам и порядку, установленному Федеральным законом.

Именно эти органы подготавливают и вводят в действие лицензионные требования по:

  • созданию юридических лиц и ИП;
  • достижению целей лицензирования, то есть наличию у предпринимателя соответствующих технических условий, соответствующего оборудования, методов контроля, уставного капитала, статуса и соответствующего штата работников.

Рассмотрение заявления

Обращение в лицензирующий орган происходит посредством оформления заявления унифицированной формы, содержащего в себе следующие сведения:

  • наименование (или ФИО для ИП) субъекта предпринимательской деятельности и его организационно-правовую форму;
  • фактический и юридический адреса, а также адрес, по которому планируется осуществление лицензированной деятельности;
  • ИНН, иные реквизиты;
  • контактные данные;
  • вид деятельности и конкретных работ, на которые испрашивается лицензия;
  • платежный документ на уплату государственной пошлины;
  • подпись заявителя или его должностного лица.

Заявление может быть передано в лицензирующий орган либо лично, либо посредством заказного почтового отправления, либо в виде электронного пакета документов при условии, что заявитель обладает квалифицированной ЭЦП.

Лицензирующий орган рассматривает заявление предпринимателя о выдаче лицензии в течение 45 дней с момента получения заявления.

По истечении этого срока лицензирующий орган либо отказывает соискателю, либо выдает ему бессрочную лицензию.

Виды деятельности, подлежащие лицензированию

Исчерпывающий список таких видов деятельности представлен здесь. Рассмотрим наиболее распространённые виды лицензируемой предпринимательской деятельности.

Таблица: перечень видов деятельности, для которых необходима лицензия

Вид деятельности Коды ОКВЭД
Производство, продажа и использование фармацевтических средств и медицинской техники, медицинского обслуживания 46.46, 47.73, 21.20
Воспитательная и образовательная деятельность 85.1–85.42.9
Страховой и таможенный бизнес 69.10, 65
Частные охранные предприятия и детективные агентства 80.1–84.24, 70.90, 80.30
Услуги связи 61.10
Изготовление и продажа алкоголя 51.34
Бизнес, связанный с использованием природных ресурсов 01–09.90
Железнодорожные и международные грузоперевозки 60.10, 63
Архитектурное и инженерное строительство, реставрационные работы 71.1–71.20.9
Бизнес в сфере международного сотрудничества (турагентства, туроператоры) 79.11–79.90.32

Одним из самых распространённых видов деятельности, подлежащих лицензированию, является оказание образовательных услуг

Какие работы и услуги нужно лицензировать?

Лицензия требуется на такие виды деятельности, которые могут нанести ущерб законным интересам и правам, жизни и здоровью населения РФ, а также обороне и безопасности страны, ее экологии и культурному наследию.

Список работ и услуги, на которые требуется разрешение, весьма внушителен и часто меняется. Он содержится в ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»:

  • производство лекарственных препаратов;
  • фармацевтическая и медицинская деятельность;
  • перевозка пассажиров и грузов водным, железнодорожным или воздушным транспортом;
  • перевозка пассажиров автотранспортом, вместимостью более 8 человек;
  • частная охранная и детективная (сыскная) деятельность;
  • услуги связи, телевизионное и радиовещание;
  • образовательная деятельность.

Это исчерпывающий перечень лицензируемых видов деятельности. Работы и услуги, не входящие в этот список, не требуют оформления специального разрешения.

Кому нужно получать лицензию?

В статье 12 закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ приводится перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии. Всего их 51, среди них:

  • деятельность, связанная с шифрованием и защитой информации;
  • деятельность, связанная с оружием и военной техникой;
  • производство лекарств и медтехники;
  • охранная и детективная деятельность;
  • оказание услуг связи, телевидение и радиовещание;
  • деятельность по изготовлению экземпляров аудиовизуальных произведений, компьютерных программ, баз данных и фонограмм на любых носителях;
  • образовательная деятельность;
  • фармацевтическая и медицинская деятельность;
  • перевозки водным и воздушным транспортом;
  • перевозки железнодорожным транспортом пассажиров и опасных грузов;
  • перевозки пассажиров автотранспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек.

Кроме этого существует ряд видов деятельности, подлежащих лицензированию, которые регулируются отдельными законами, такие как деятельность кредитных организаций и участников рынка ценных бумаг, страховая деятельность и деятельность по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ст. 1 закона № 99-ФЗ). 

Если вы обнаружили в этих списках ту деятельность, которой планируете заниматься, надо будет получить на нее лицензию. Для малого бизнеса актуальным является получение лицензий на образовательную, медицинскую, охранную деятельность, пассажирские перевозки (в порядке, предусмотренным законом № 99-ФЗ) и получение лицензии на розничную торговлю алкоголем, которую мы рассмотрим отдельно.

Договор комплексной предпринимательской лицензии: понятие, значение, правовые особенности

Такие права предоставляются за вознаграждение. Они включают право использования фирменного наименования правообладателя, секретов производства, а также других объектов интеллектуальной собственности (товарного знака, знака обслуживания и т. п.). Договор франчайзинга должен быть также зарегистрирован. Регистрация его производится в том же органе, где зарегистрирован владелец исключительных прав.

Правообладатель комплекса исключительных прав обязан:

  • обеспечить передачу пользователю всего комплекса исключительных прав по договору, проинструктировать пользователя по вопросам осуществления прав, предоставить иную информацию, необходимую для осуществления этих прав;
  • обеспечить регистрацию договора франчайзинга;
  • оказывать пользователю постоянную помощь в использовании переданных по договору исключительных прав, включая содействие в обучении и повышении квалификации персонала;
  • контролировать качество производимых товаров, выполняемых работ и оказываемых услуг пользователем на основании договора франчайзинга.

Пользователь таких прав обязан:

  • использовать комплекс полученных им исключительных прав в строгом соответствии с условиями договора;
  • выплачивать правообладателю обусловленное договором вознаграждение;
  • производить товары, выполнять работы, оказывать услуги такой же надёжности и аналогичного качества, как это всё делает непосредственно правообладатель;
  • обеспечивать покупателей (заказчиков) всеми теми же услугами, какие следовало бы ожидать и непосредственно от правообладателя;
  • не допускать передачи полученных объектов исключительных прав другим лицам без согласия правообладателя.

Рассматриваемый договор прекращается в результате истечения его срока действия. Возможно также и досрочное прекращение по обоюдному соглашению сторон.

Договор комплексной предпринимательской лицензии расторгается в одностороннем порядке в случаях:

  • неисполнения одной из сторон условий договора;
  • прекращения принадлежащих правообладателю прав на оформленное наименование, товарный знак и т. п.;
  • изменения фирменного наименования и других принадлежащих правообладателю исключительных прав (в этом случае действует односторонний отказ пользователя от исполнения договора);
  • заключения договора без указания срока (расторжение договора при такой ситуации может последовать от контрагента в любое время);
  • невыполнения правообладателем своих обязанностей по обновлению технологий, обучению персонала и т. д.;
  • несоблюдения правил сохранения коммерческой тайны, требований по охране интеллектуальной собственности правообладателя;
  • несвоевременной уплаты вознаграждения пользователем;
  • объявления правообладателя или пользователя банкротами.

Порядок переоформления лицензии

Как устанавливает статья 18 Закона, лицензия подлежит переоформлению при реорганизации компании в форме преобразования, изменения его наименования или адреса места нахождения, а также изменения ФИО или места жительства индивидуального предпринимателя, данных документа, удостоверяющего его личность или адреса осуществления деятельности, подлежащей лицензированию, либо перечня выполняемых работ или оказываемых услуг. При этом лицензиат вправе осуществлять деятельность до момента переоформления лицензии, за исключением изменения адреса или перечня выполняемых работ или оказываемых услуг. 
Для осуществления процесса переоформления лицензии, лицензиат или его представитель передает в лицензируемый орган заявление о переоформлении лицензии с указанием реквизитов документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за переоформление лицензии и оригинал действующей лицензии. Заявление и прилагаемые документы могут быть доставлены в орган лично, направлены по почте или в форме электронных документов. 
При реорганизации компании в форме преобразования заявление о переоформлении лицензии направляется в лицензирующий орган не более, чем через 15 дней со дня внесения соответствующих изменений. Заявление и прилагаемые документы принимаются органом по описи, копия которой с отметкой о дате приема передается заявителю. В срок, предусмотренный действующим законодательством, лицензирующий орган принимает решение о переоформлении лицензии или отказе в таком действии.

Требования к соискателям на получение лицензии

Организации и ИП, желающие оформить лицензию на какой-либо вид деятельности, обязаны соответствовать определенным требованиям. Они перечислены в ст. 8 Закона № 99-ФЗ:

  • наличие недвижимости, оборудования и технических средств, необходимых для выполнения заявленных видов деятельности (в собственности или аренде);
  • наличие штатных сотрудников, имеющих подходящее образование, квалификацию и опыт работы по специальности;
  • наличие на предприятии системы производственного контроля;
  • соответствие организационной формы бизнеса требованиям закона. Это правило актуально не для всех работ. В качестве примера можно привести деятельность по производству алкоголя, которой могут заниматься только организации.

Список требований может быть расширен, так как для каждого вида работ и услуг разработано свое законодательное положение, описывающее нюансы оформления лицензии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector