Диагноз имеет большое значение. тьютор о работе с особыми детьми
Содержание:
- Историческая справка
- Тьюторство и консалтинг в образовании
- Тьюторы в вузах
- Тьютор и репетитор — отличия
- Лучшие вузы и краткосрочные курсы для обучения
- Кто такой тьютор
- Кто может быть тьютором
- Качества будущего тьютора
- Как построить карьеру
- Эффективна ли модель и получится ли ее внедрить в России
- Недостатки профессии тьютор
- Нехватка педагогов в России
- От Англии до России
- Историческая справка
- Особенности профессии
- Чем тьютор отличается от дефектолога
- Зачем тьюторы ученикам?
- Тьютор в университете
Историческая справка
История тьюторства берёт свои корни в Древней Греции. Тогда оно было своеобразным неформальным педагогическим сопровождением. Главной целью тьютора являлась передача знания учащемуся, чтобы помочь ему овладеть навыками в выбранной сфере. Занятия нередко были импровизированными.
Тьюторство оформилось примерно в XIV веке в классических британских университетах — Оксфорде, и, несколько позднее, — в Кембридже. С этого времени под тьюторством понимают сложившуюся форму наставничества. В Оксфорде и Кембридже тьюторы до сих пор играют важную роль в учебной и воспитательной работе. Они являются полноценными штатными сотрудниками.
Тьюторство в России появилось гораздо позже, чем в западной культуре. Отечественная образовательная система поначалу не предусматривала отдельную фигуру тьютора. Тем не менее похожий формат имел место, например, в монастырях. К монахам прикреплялись старцы, которые передавали знания воспитанникам, близко общаясь с ними один на один. К традиции монастырских наставников прибавились гувернёры в аристократических семьях дореволюционной России. Они буквально вели подопечных, обучая и помогая найти свой путь в жизни. Гувернёры, как и старцы, немало вложили в развитие тьюторства в России.
Англоязычное слово «тьютор» официально закрепилось в русской педагогической практике благодаря англофилу М.Н. Каткову. В XIX веке ввели институт классных наставников, в обязанности которых входила организаторская деятельность, наблюдение за развитием подопечных и культивирование высоких нравственных и моральных принципов. Увы, после революции должность классных наставников и дам была упразднена.
Но история тьюторства в России на этом не завершилась — в 1980-х годах, во время реформирования образовательной системы, оно снова развернулось как самостоятельное педагогическое движение.
Тьюторство и консалтинг в образовании
Деятельность любого учебного заведения, независимо от формы собственности, обязательно подлежит лицензированию и находится под контролем государства. В ходе регулярных проверок учебного заведения на предмет оценки качества образовательного процесса, использования современных методик обучения, качественного состава работников-педагогов и соответствия уровня образования проверяющие органы проводят необходимое консультирование руководящего состава.
Консалтинг в образовании и тьюторстве имеет свои особенности, обуславливаемые определенной спецификой. С одной стороны, сами учебные заведения предоставляют консалтинговые услуги определенным группам населения, а с другой – сами структуры и их сотрудники могут стать потребителями консалтинга.
Сегодня консалтинг в образовании развивается таких направлениях, как:
- Педагогическое.
- Социально-педагогическое.
- Психологическое.
- Управленческое.
Помощь консалтинговых структур может понадобиться учебным заведениям при разработке индивидуальных программ развития ребенка, адаптации ученика, сопровождении и консультировании, проведении различных видов диагностик и исследований с целью обобщения опыта или введении инновационных технологий и методик.
Тьюторы в вузах
В некоторых столичных учреждениях уже введена практика — каждому студенту, который из-за неуспеваемости может быть отчислен, выделяется помощник – тьютор. Такое нововведение было предложено Высшей школой экономики. Это должно снизить количество отчисляемых ежегодно перво- и второкурсников. При этом четко обозначены задачи добровольца-наставника – не «натаскивание» ученика к экзаменам, а психологическая поддержка, разрешение споров между учеником и преподавателем. При этом тьютор не выполняет должностные обязанности вузовского куратора, ведь он должен находиться на одной ступени с учащимся, в то время как куратор по субординации – над ними обоими.
Ряд вузов на официальных сайтах уже принимают заявки на такого рода помощь, и этих заявок поступает довольно много. Пока нововведение только запускается, но учебные заведения рассчитывают на положительные результаты от этого эксперимента.
Тьютор и репетитор — отличия
Путать сопровождающего и репетитора нельзя. Репетитор дополняет школьные знания ребенка по определенному предмету. В обязанности педагога входит создание среды для улучшения успеваемости. Тьютор — это воспитатель, психолог и учитель в одном. Особенно нужен такой специалист одаренному ребенку. Читайте подробнее о таких детях — их еще называют «индиго«.
Существуют отличия от других профессий:
Название | Задачи профессии | Задачи тьютора |
Дефектолог | Дефектолог анализирует психофизические особенности, влияющие на учебу. | Тьютор должен учитывать личные желания, объективные задатки ребенка, давать испытывать новый образовательный опыт. |
Коуч | Коуч работает с подростками, взрослыми в сферах, не связанных с учебой. | Тьютор помогает ребенку правильно сформулировать желания, выстроить алгоритм из целей и задачей. |
Психолог | Психолог оказывает психологическую поддержку детям, учит вести себя. | Сопровождающий вмешивается в идущий конфликт в роли арбитра. Но главная функция — помощь с выбором жизненного пути. |
Куратор | Куратор должен реагировать на житейские трудности, контролировать расписание. | Тьютор учит школьника самоорганизации. Он может составлять расписание так, чтобы учеба была продуктивной. |
Лучшие вузы и краткосрочные курсы для обучения
Для получения профессии тьютора лучше всего поступать в классические или педагогические университеты. Среди столичных вузов можно выделить:
- Московский государственный педагогический университет – в своем составе имеет ряд подразделений, которые обучают специалистов по работе с различными категориями детей. В частности, в Институте детства есть магистерские программы «Тьюторство в сфере образования» и «Психологическое сопровождение семей особенных детей». Также интересным направлением для сторонников поддерживающего образования будет профиль «Семейное воспитание».
- Московский государственный гуманитарно-экономический университет – дает психолого-педагогическое образование за 4 года очно и за 5 лет заочно. Первые 2 года студенты проходят фундаментальную подготовку, затем в течение 2 лет концентрируются на особенностях инклюзивного обучения.
- Московский государственный психолого-педагогический университет – предлагает абитуриентам различные виды подготовки, в частности в сфере социальной и образовательной психологии. Уровень полученных умений и знаний позволяет выпускникам работать во всевозможных детских учреждениях.
- Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург) разработал программы бакалавриата и магистратуры, ориентированные на изучение психологических особенностей образовательного процесса. На тьютора учиться лучше всего в институтах педагогики или психологии, входящих в структуру вуза.
- Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова предлагает направление «Психология развития и обучения».
В региональных вузах также есть широкий выбор специальностей, получив которые можно работать тьютором, к примеру:
- Сибирский федеральный университет (г. Красноярск) – один из немногих в стране имеет направление подготовки «Тьютор» в Институте педагогики, психологии и социологии. Основной упор при подготовке делается на изучении особенностей развития человека и формирования личности.
- Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы. В вузе есть возможность получить глубокие познания в психологии обучения школьников. С этими навыками и определенным опытом работы в сфере образования можно пробовать себя в качестве личного наставника ребенка.
- Воронежский государственный педагогический университет на гуманитарном факультете предоставляет студентам возможность фундаментально изучить профиль «Социальная педагогика и психология».
Даже дипломированным педагогам, намеренным заниматься индивидуальным сопровождением детей или взрослых, стоит окончить курсы переподготовки. Так, в Столичном институте профессионального образования можно пройти программу «Специфика профессиональной тьюторской деятельности в системе образования» за 72 или 144 академических часа в очном и дистанционном формате. Волгоградская гуманитарная академия профессиональной подготовки специалистов социальной сферы за предлагает 340-часовую программу «Тьюторское сопровождение обучающихся», после окончания которой присваивается соответствующая квалификация.
Кто такой тьютор
Практика тьюторства находится на этапе становления в нашей стране и наблюдается очень много попыток дать свою, удобную интерпретацию, наделить тьютора различными функциями, которые выполняют другие специалисты помогающих профессий. Сегодня тьюторами называют и психологов, и вожатых, и сопровождающих детей с ограниченными возможностями здоровья и даже задают вопрос: «тьютер или тьютор как правильно пишется?».
Кстати, когда я в 2008 году защищала свой первый диплом и в его названии уже звучало данное слово, всё-таки в приложении к диплому в университете умудрились сделать ошибку и написать «тьютер».
Правильное написание: тьютор. Слово происходит от английского tutor и переводится как «домашний учитель, опекун» или как глагол – «обучать, давать уроки, наставлять». Профессия тьютор пришла к нам из Великобритании и этот факт очень важен для понимания сущности тьюторской деятельности. Итак, первые представители профессии появились в Оксфорде и Кембридже примерно в XIV веке. На тот момент система университетского обучения была максимально направлена на самообразование студентов, а именно: не смотря на наличие лекторов, профессоров, студент мог сам выбирать, какие лекции посещать, в каких университетах и в каком количестве. По итогам конечно же, сдавали экзамены, но, чтобы к ним качественно подготовиться, студент должен был соориентироваться в тех ресурсах (лекциях), которые имеются, выбрать из них нужные, соотнести с требованиями к экзамену и самостоятельно подготовиться к ним. В этом им и помогали тьюторы. Ключевой (но не единственной) функцией специалиста было сопровождение процесса самообразования. Кто такие тьюторы в университете Великобритании XIV века – мы разобрались.
Много с тех пор воды утекло, да и Россия не Великобритания, но давайте обсудим, что есть тьюторская деятельность сегодня. В этом нам помогут принятые официальные документы. С 2008 года в нашей стране официально данная позиция закреплена в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих. Благодаря профессиональному сообществу под руководством Ковалёвой Татьяны Михайловны, в январе 2017 года был принят стандарт, в котором, в качестве одной из трудовых функций специалиста в области воспитания, указано «тьюторское сопровождение обучающихся».
Из ЕКСД, в котором прописаны требования к тьюторам:
Тьютор организует процесс индивидуальной работы с обучающимися по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов, организует их персональное сопровождение в образовательном пространстве, координирует поиск информации обучающимися для самообразования, сопровождает процесс формирования их личности (помогает им разобраться в успехах, неудачах, сформулировать личный заказ к процессу обучения, выстроить цели на будущее).
А вот определение, которое даёт Межрегиональная тьюторская ассоциация:
Тьютор – это педагог, который работает с принципом индивидуализации, сопровождает разработку и реализацию индивидуальной образовательной программы.
Если мы возьмём, казалось бы, близкие профессии (которыми часто называют тьютора), такие как: психолог, репетитор, вожатый, то увидим, что в отличие от них, тьютор – это педагог, который сопровождает индивидуальную образовательную программу. У него не стоит задача работать с эмоциональными трудностями (как у психолога), он не является держателем какой-то предметной области и не передаёт знания (как репетитор или учитель), он не сопровождает группу детей в лагере, не выступает координатором или модератором группы, хотя иногда со стороны может показаться именно так. В своей статье «Почему тьютор, а не психолог?» я описывала несколько принципиальных отличий тьюторской деятельности и подробнее описывала то, что остаётся «за кадром».
А здесь вы можете посмотреть моё видео о сопровождении трёх семей, в котором на доступном языке объясняется, кто такой тьютор.
Кто может быть тьютором
Профессия тьютора набирает популярность: соответствующих курсов немало. Освоить специальность может почти кто угодно, независимо от пола и возраста.
Кто обычно посещает подобные курсы:
- люди, заинтересованные в помощи детям с особенностями здоровья, желающие помочь им жить полноценной жизнью и получать знания наравне со сверстниками;
- студенты, ищущие подработку на период учебы, с целью работы по этому направлению и в будущем;
- специалисты, желающие повысить свой уровень и обрести практику в сфере тьюторства.
С некоторых пор должность закреплена российскими нормативными актами. Обязанности тьютора: сопровождение детей в реализации индивидуальных программ в образовательной сфере. Имеется множество методических подходов, помогающих тьютору в организации деятельности.
Хотите заниматься тьюторством в школе? Требуемые качества: терпеливость, коммуникабельность, умение расположить человека и необходимые для должности навыки. Сертификата тьютора для успешной работы с детьми будет недостаточно: потребуется большая затрата энергии, времени, сил. Полагаете, что справитесь? Ищите подходящие курсы.
Качества будущего тьютора
Тьютор должен быть не только образован (знание педагогических дисциплин, психологии, основ коррекционной педагогики и инклюзивного образования), но и иметь хорошую выдержку, чувство такта, креативное мышление и, конечно же, любовь к детям.
Он должен исключить из своего профессионального поведения требовательность, строгость, шаблонность, так свойственные многим преподавателям.
В заключение отметим следующее.
Развитие общества набирает все большие и большие обороты, поэтому нам необходимы новые квалифицированные личности, способные научить нас самореализации в условиях постоянной смены действительности, даже если идейная деятельность этих личностей будет перенята из иной культурной среды.
В этом видео вы узнаете много интересного о профессии от самих тьюторов:
Как построить карьеру
В учебном заведении педагог-наставник может, обладая достаточным опытом и организаторскими способностями, претендовать на должность завуча или директора. Есть вариант продвижения на государственной службе или в научной деятельности. Говоря о карьерном росте, можно указать на прямую зависимость уровня заработка от квалификации специалиста. Особенно это касается профессионалов, работающих на фрилансе. Имея достаточное количество клиентов и хорошую узнаваемость, можно открыть учебный центр или частную школу, в которой основной методикой организации учебы будет использование тьюторства.
Эффективна ли модель и получится ли ее внедрить в России
Очевидно, что проблема осознается и на уровне системы, поэтому мы видим цифровизацию одним из фокусов и задач в национальном проекте. Однако провести сети и поставить оборудование недостаточно, чтобы образование стало цифровым. Да и не факт, что именно эту задачу надо решать.
Сейчас мы находимся в точке, когда будущее уже началось
И не важно, что в неком условном «завтра» пандемия закончится. Онлайн-компонент уже вряд ли исчезнет — слишком много ресурсов вложено в дистанционное обучение
Вопрос, хорошо это или плохо, для меня не стоит. Качественное — хорошо и эффективно, некачественное — плохо и нежизнеспособно.
Другой вопрос, что к 100%-дистанционному формату никто не готов, да и на самом деле такой сценарий не планируется
Тема эта по сути своей спекулятивна и уводит в сторону от по-настоящему важного вопроса: как сделать эффективным смешанный формат обучения, какая модель для этого выглядит наиболее подходящей в российской системе образования. И именно тут хочется посмотреть на опыт нашего соседа, у которого много похожих сложностей, большая территория и существует та же неоднородность качества образования
Экономика образования
«Еще не готовы к онлайн-образованию». Что ждет школы после COVID-19
Модель dual teaching, конечно, не идеальна, но, несомненно, стоит того, чтобы попробовать ее адаптировать под российские реалии. На первый взгляд, все проще простого: поставь в классы электронную доску, договорись с ведущими учителями больших городов — и вот тебе пилот.
Но один из самых главных вызов в применении данной модели — эффективность обучения. Так, в институте лекции обычно подкрепляются семинарскими занятиями, где лекционный материал разбирается, дополнятся и закрепляется. Здесь также важна связка учитель — тьютор. На самом деле огромная роль тут отводится «ассистенту», который должен не просто следить за тем, чтобы дети не отвлекались, но повторно объяснять, проверять, помогать, мотивировать и при этом быть в тональности и русле того, что дает онлайн–учитель. Из этого вытекает очень простой вывод: необходима качественная подготовка и/или переподготовка учителей–ассистентов, а также выстраивание диалога между онлайн-учителем и ассистентом в классе.
И здесь, конечно, открывается потрясающая возможность к экспериментам и изменениям модели.
Думаю, что пилот может и должен происходить в сфере частного дополнительного школьного образования. Частный сектор довольно гибок: попробовали на малой территории, что-то не получилось, быстро скорректировали и пошли дальше. Так можно выработать эффективную модель для всей России.
В Telegram-канале «Списать не получится» мы еще больше рассказываем о трендах в образовании и о том, как учиться в течение всей жизни и делать это с удовольствием. Подписывайтесь!
Недостатки профессии тьютор
Несмотря на то, что работа с детьми приносит удовольствие, работа куратора учебного процесса предполагает больше обязанностей, чем простое общение с подопечными. Много времени уходит на подготовку к занятиям, которая требует постоянно поиска материалов, длительного пребывания в сидячем положении, напряжения зрения. Если не подойти к вопросу правильно, это может негативно отразиться на здоровье.
Еще одним негативным фактором является постоянное эмоциональное напряжение, которое часто является причиной стрессов. Постоянное давление со стороны родителей, воспитанников и руководства может вызвать депрессию и расстройства.
Индивидуальные занятия имеют не только плюсы, но и минусы. Так, тьютору для достижения определенного уровня дохода нужно постоянно рекламировать свои услуги и искать учеников, поскольку при обучении 1-2 детей у него хоть и останется много свободного времени, но уровень зарплаты будет низким.
Нехватка педагогов в России
В нашей стране равенство всех граждан в получении знаний закреплено в законе «Об образовании», хотя понятно, что это скорее декларативная история, нежели реальное положение дел.
В разных регионах России школьники имеют разные возможности для получения основного общего образования. Сравнивать уровень сельской школы в провинции и московского лицея просто невозможно.
Подтверждают этот тезис результаты мониторинга ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС. Согласно его результатам 44,7% педагогов уверены, что в школах работает неоднородный педагогический состав. А из-за преобразований государственных стандартов количество школ ежегодно сокращается, из-за чего растет нагрузка на учителей: 63,5% педагогов работают более чем на одну ставку.
Мы в MAXIMUM Education проводили собственные опросы учителей (более 2,5 тыс. респондентов со всей России) и глубинные интервью с родителями (свыше 100 человек) весной 2020 года на эту тему. Опрошенные нами учителя и родители отмечали очень серьезный уровень дифференциации уровня образования по регионам.
С учетом того, что по данным Счетной палаты к 2024 году численность школьников составит почти 20 млн детей, а количество школ между тем сокращается, кажется, что проблемы Китая очень близки и нам.
От Англии до России
Пять лет назад Агентство стратегических инициатив и Московская школа управления «Сколково» представили «Атлас новых профессий». По мнению разработчиков, до 2030 года в различных сферах деятельности должен появиться целый ряд новых специальностей. Сфера образования не исключение. До 2020 года должны появиться (то есть происходит это прямо здесь и сейчас) такие профессии, как игромастер, ментор стартапов, тренер по майнд-фитнесу, тьютор и несколько других. В рамках атласа тьютору дается следующее определение: «педагог, сопровождающий индивидуальное развитие учащихся в рамках дисциплин, формирующих образовательную программу, прорабатывающий индивидуальные задания, рекомендующий траекторию карьерного развития». Специалист должен обладать следующими надпрофессиональными навыками и умениями: клиентоориентированность, работа с людьми, управление проектами, межотраслевая коммуникация, системное мышление.
Тьюторство обязано своим появлением на свет чопорной Великобритании. В XIV веке студенты Оксфорда и Кембриджа получили индивидуального наставника, проводника, тьютора. Эти люди были призваны выполнять роль некой третьей стороны, быть между профессорами и студентами. Именно тьюторы помогали в разработке индивидуальной программы обучения слушателям европейских университетов для получения максимально полезной для них информации и возможности сдать все необходимые экзамены в дальнейшем.
В нашей стране должность тьютора появилась значительно позже. Официально она утверждена приказами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 мая 2008 года № 216н и № 217н. Должностные обязанности и навыки, предъявляемые к тьюторам, за исключением специалистов, занятых в сфере высшего и дополнительного профессионального образования, прописаны в Приказе от 26 августа 2010 года № 761н «Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих».
Требования, которые к ним предъявляются:
- высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика»;
- стаж педагогической работы не менее 2 лет.
Тьютор должен:
- организовать процесс индивидуальной работы с обучающимися по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов;
- организовать персональное сопровождение в образовательном пространстве предпрофильной подготовки и профильного обучения;
- скоординировать поиск информации обучающимися для самообразования;
- сопровождать процесс формирования их личности (помогать разобраться в успехах, неудачах, сформулировать личный заказ к процессу обучения, выстроить цели на будущее).
Историческая справка
Впервые этот термин упоминается в 1580 году. Основы тьюторинга сложились в XII веке в системе английских университетов, представлявшую собой корпорацию студентов и преподавателей. Определенных программ и стандартов в то время не существовало. Каждый школяр вправе был посещать те курсы и предметы, которые позволяли получить учёную степень. В этой ситуации студентам требовались наставники, обязанностью которых было воспитывать, организовывать быт и оказывать помощь в процессе обучения своим подопечным.
В XVII тьюторство, как форма университетского наставничества, заняло ключевую позицию в Оксфорде и Кембридже, приобретая не только воспитательную функцию, но и образовательную. Тьюторы советовали студентам, какие лекции посещать, составляли план учебной деятельности, готовили к экзаменам.
В России за образец была принята германская система университетов, поэтому впервые проект факультета тьюторства появился только в 1990 году в Московской Школе Культурной Политики. До этого момента личными наставниками учеников были репетиторы, преимущественно работавшие в частном порядке.
В реестр профессий эта должность вошла в 2008 году. Сейчас специальность востребована практически во всех образовательных учреждениях страны, хотя до сих пор мало кто представляет, что это такое – тьютор, и в чем особенность этого рода деятельности.
Особенности профессии
Тьюторство в образовании – это принципиально новый вид педагогической деятельности. Свое применение находит в работе с проблемными семьями, детских дошкольных учреждениях, школах, колледжах, в сфере дополнительного или профессионального образования, в высших учебных заведениях.
На сегодняшний день рассматривается несколько аспектов тьюторства в образовании. Это, во-первых, компенсаторная деятельность, направленная на разрешение трудностей с успеваемостью, дисциплиной или организацией дополнительных занятий. Задача наставника — помочь преодолеть несоответствие между учебной программой и реальными возможностями ученика.
Во-вторых, тьютор должен суметь помочь решить проблему развития личностного потенциала средствами просвещения – организовать «избыточность» образовательной среды, чтобы ученик смог открыть для себя что-то новое и заинтересоваться учебным процессом. Здесь подразумевается помощь в направлении воплощения проектной и исследовательской деятельности.
В-третьих, тьюторство в системе образования подразумевает формирование процесса работы, направленное на достижение конечного результата. Таким образом, обучающийся должен пройти путь культурного, профессионального и личностного самоопределения. Сопровождение непрерывно длится в течение всего образовательного процесса.
Чем тьютор отличается от дефектолога
Тьюторов могут ошибочно принимать за педагогов-дефектологов. Однако сферы их деятельности и задачи различаются.
Задача педагога-дефектолога состоит в изучении психофизических особенностей, системы восприятия и темперамента для восстановления или коррекции недостающей функции. Например, дефектолог может разглядеть у слабовидящего ребёнка музыкальные задатки и сфокусировать развитие в этом направлении.
Задача тьютора: создавать события, которые меняют образ мыслей и представление о будущем. Это одна из форм антропопрактики — работа в пространстве субъективной реальности человека.
Эпигенетические исследования показывают, что независимо от унаследованных задатков, всегда есть место потенциалу неизвестности и развитию. Взаимодействие в новой среде, с новыми людьми и новыми способами способно изменить будущее. В обязанности тьютора в школе входит открыть ребёнку возможности для такого взаимодействия.
<<Форма демодоступа>>
Зачем тьюторы ученикам?
В системе массового образования ученику обычно предлагается самому искать ответы на все волнующие вопросы. А теперь представьте, что в этот период у ученика есть наставник, который «проживает» вместе с ребенком трудные ситуации, является свидетелем его побед и ошибок — и готов обсуждать их честно и независимо. Это-то и есть тьютор.
Обладающий нужным набором компетенций тьютор в первую очередь помогает ученику:
- понять свои интересы;
- анализировать учебный процесс;
- проработать совершенные ошибки и извлекать из них продуктивный опыт;
- осознать свои сильные и слабые стороны;
- осмысленно подходить к конструированию своего будущего.
Обычно ученику отнюдь не все из этого дается легко. А в связке с тьютором гораздо больше шансов развить навыки владения собой и научиться осознанно подходить к задачам, решение которых необходимо для дальнейшего развития. По сути, тьюторская система помогает уйти от привычного для массовой школы метода принуждения и предлагает ученику занять авторскую позицию в отношении собственной жизни.
Можем сказать, что по итогам первых лет действия тьюторской программы в «Золотом сечении» мы заметили, как меняется отношение учеников к своим собственным результатам. Появилась системность в их анализе, осознанность в движении к поставленной цели. Благодаря личному тьютору ученики учатся ставить четкие и реалистичные, но все еще сложные академические цели.
Опыт работы с тьютором нельзя заменить взаимодействием с педагогами-предметниками или школьными психологами. Ведь тьютор действует исходя из метапозиции — он инструктирует ученика в манере, которая не основана на каком-то конкретном предмете, а затрагивает вопросы обучения в целом. Навыки, полученные в работе с тьютором, ученик сможет самостоятельно применять в других ситуациях, в том числе при обучении в вузе.
Тьютор в университете
Что касается вузов, то в данном случае тьюторы обычно отвечают за взаимодействие с абитуриентами, пытаясь выявить основные мотивы и цели поступления в конкретный университет. Кроме того, тьюторы проводят адаптацию первокурсников, помогают выпускникам, ведут работу с аспирантами.
Особо важным моментом в работе тьютора является тот факт, что наставник всегда действует исключительно в интересах того лица, сопровождением которого он занимается. Таким образом, он не может просто взять, и заставить, например, мальчика выбрать в будущем профессию врача, или, запретив девочке рисовать, тем самым убить в ней интерес стать художником.
Работая в образовательном заведении, тьютор становится его неотъемлемой частью. Таким образом, тьютора можно сравнить с героями картин в школе Хогвартс, которые знают все легенды и обладают информацией о всех возможных опасностях школы. Несмотря на тот факт, что тьютор обычно не даст готового ответа, он окажется рядом в нужный момент, чтобы помочь справиться с возникшими сложностями.
Несмотря на то, что многие слышали о тьюторах, пока еще мало кто сталкивался с ними в реальности, а для того, чтобы образ специалиста, помогающего обучающимся в осмыслении учебного направления и разработке стратегии, занял свое место в общественном сознании, потребуется еще несколько лет.